Контакты
г.Москва. Доставка РФ и мир.
+7 (903) 227 94 27
Мы работаем
с 9.00 до 23.00, без выходных
Электронные заказы - круглосуточно
Поиск товара
Диаметр, мм
Высота, мм

Алтай горный и рудный 2013

  А вот с удачей вначале не заладилось...Итак, я в славном городе Барнауле - центре Алтайского края. Принимающий меня Altaj просил много вещей не брать, и в его просьбе мне сильно помог Аэрофлот... Короче, я прилетел, мой багаж - нет. И так - у двух самолетов в Барнаул подряд. Т.е. порядка 200 чел. прилетели в Барнаул "голенькими"... Как сказали - у аэрофлота сбой программы, багаж никуда и не вылетал. Но это все относительно, поскольку московские аэрофлотовские телефоны не отвечают, на телефонограммы аэропорта Москва не реагирует, представитель аэрофлота в аэропорту Барнаула скрылся. Т.е. я без обуви, спальника, одежды и прочего со всеми вытекающими последствиями. Сидим с Аltaj-ем - пьем чай. Мы-то еще что, ко всему привычные, а вот какого иностранцам "Экспедиция"Белуга", приехавшим узнать лучше неизвестную Россию этим же бортом? Хотя с другой стороны - это как раз и есть ее узнавание. В общем, Летайте самолетами Аэрофлота - Добро пожаловать в Россию.

День первый - дорога.
    На следующий день багаж так и не пришел, пришлось скомплектоваться по друзьям и знакомым. После чего мы с Altaj-ем в компании приятеля-водителя на его же грузовичке (с мотороллером в качестве средства подскока в кузове), переехав Обь, выдвинулись по Чуйскому тракту в сторону Горного Алтая. Конечная цель - месторождение Чаган-Узун, что в 50-тидесяти км. от монгольской границы. Т.е. нам проехать - всего-то 700км. На таком расстоянии, конечно, должны были встретиться интересные места. И они встретились: место рождения космонавта Германа Титова и музей космонавтики, деревня Сростки - Родина Шукшина, где ему установлен памятник на склоне холма; место гибели Михаила Евдокимова , рядом с которым поставили часовню. Береза, в которую он врезался, по Алтайскому обычаю повязана ленточками. Уже ближе к концу дороги, в горном Алтае, на краю пропасти над рекой нам встретился памятник. Кольке Снигереву из известной песни. Песня эта многократно переделана народом. Привожу ее почти полный и первоначальный текст:

                                                                      Есть по Чуйскому тракту дорога,
                                                                      Много ездит по ней шоферов,
                                                                      Но один был отчаянный шофер,
                                                                      Звали Колька его Снигирев.

                                                                      Он машину, трехтонную АМО,
                                                                      Как родную сестренку любил.
                                                                      Чуйский тракт до монгольской границы
                                                                      Он на АМЕ своей изучил.

                                                                      На форду там работала Рая,
                                                                      Очень строгая Рая была.
                                                                      Улыбнулась Коле с улыбкой,
                                                                      И рукой по Форду провела.

                                                                      "Слушай Коля скажу не на шутку,
                                                                      Слушай Коля скажу не тая,
                                                                      Если АМО форда перегонит,
                                                                      Значит Раечка будет твоя".

                                                                      Как то раз из далекой поездки
                                                                      Возвращался наш Коля домой,
                                                                      Форд зеленый с веселою Раей
                                                                      Мимо Коли промчался стрелой.
          
                                                                      И забилось Колино сердце,
                                                                      Вспомнил Коля былой разговор.
                                                                      Он погнал свою машину быстрее,
                                                                      И запел свою песню мотор.

                                                                      В повороте машины сравнялись,
                                                                      Коля Раи лицо увидал.
                                                                      Повернулся и крикнул ей "РАЯ"
                                                                      И на миг позабыл про штурвал.

                                                                      И большая трех тонная АМО,
                                                                      Вдруг с обрыва сорвалась она,
                                                                      И в брегах серебристого Чуя
                                                                      Вниз кабиною скрылась она.

                                                                      И с тех пор по алтайской дороге
                                                                      Форд зеленый стрелой не летит.
                                                                      Едет Рая, как будто устала,
                                                                      И штурвал под рукою дрожит.


    Ладно, как говорится, проехали... А теперь по делу: выехали мы поздно, пришлось заночевать на берегу Чуи, но к трем часам следующего дня мы были на месте.

День второй - крокозябры.

    Первой частью марлезонского балета было рытье крокозябр. Не спрашивайте, что такое крокозябры - мы сами не знаем. И никто не знает. Минералоги молчат, палеонтологи отмалчиваются. Никто конкретно ничего не сказал, но музей Ферсмана в прошлом году один экземпляр купил. Надо будет их попытать, как они в своем реестре этот образец задокументировали. Есть предположение, что это септария, в которой трещины заполнены розовым халцедоном. Есть предположение, что это нечто органическое, в котором внутреннее строение было замещено розовым халцедоном. Дополнительную интригу привносят слова Altaj-я, что халцедон окрашен розовым из-за содержащихся в нем радиолярий. Короче - редкость и тайна. Крокозябры эти лежат в 4-х сантиметровом слое зеленой глины, глина сверху покрыта тонким слоем песчаника, и эти слои глины и песчаника зажаты плотным аргиллитом. Все бы ничего, но этот слой глины, содержащий крокозябр в процессе землеобразования вздыбило вертикально и даже с отрицательным углом наклона. Поэтому, что бы докопаться до них пришлось рыть глубокую щель. А из-за отрицательного угла наклона противоположный слой щели все время норовил обрушиться на голову, и его приходилось удалять.

Толщина "плодородного" слоя 4 см, а скалу приходилось долбить и вынимать минимум на ширину плеч. Это была не первая поездка Altaj-я на эту, известную ему точку, и окопчик уже был вырыт. В глубь копать было очень неудобно - развернуться негде. Мы стали делать щель длиннее, пытаясь взять крокозябр как можно ближе к поверхности. В итоге мы получили где-то 12 крокозябр, выклинившийся в обе стороны слой глины (т.е. слой закончился и можно было копать дальше только в глубину), и окоп полного профиля, из которого прекрасно бы в случае необходимости простреливался бы Чуйский тракт. Монголы не пройдут! Да им и не надо... 

День второй - Красная горка
   Мы подъехали к  ней с целью проверить информацию о находившейся в ней штольне на киноварь. В итоге мы поднялись на верх обошли гору кругом нашли несколько открытых шурфов глубиной по метров 20. Шурфы были обвязаны деревянной крепью. Внутрь одного из них уходила лестница. Но т.к. этой лестнице было лет этак 30, веревки у нас с собой не было, а отвалы оказались весьма скучными, мы не стали туда лезть. Дальнейшие поиски показали, что вся гора изрыта штольнями, как мой дачный участок кротовинами, но открытых штолен не оказалось - они были засыпаны. Altaj набрал древних ракушек и кораллов на шары, меня они  не вдохновили.
   К вечеру мы переехали на новое место, непосредственно к  деревне Чаган-Узун, и остановились на берегу реки Чаган. Целью были видимые невооруженным глазом открытые штольни в горе, расположенной на противоположном берегу Чагана. Для этого его надо было форсировать. Но ни пригодного автомобильного моста, ни автомобильного брода поблизости не было. планировалось перейти реку вброд. Мы выбрали самое широкое место, надеясь, что в нем глубина и напор этой горной реки будут меньше. Ожидалось, что глубина окажется по бедро, в крайнем случае по пояс, т.к. если глубже - уже не перейти: снесет напором течения. Все бы ничего...Раз надо перейти реку вброд, пусть по пояс, пусть под напором - я готов. Но река эта берет свое начало из ледников, и температура воды в ней, согласно книгам, выше 10 градусов  не поднимается.... Вот это меня напрягало. Ожидаемое время пребывания в воде по пояс - 10 минут. Но надо - значит надо! Подвиг был назначен на 9 утра. Я выломал из местной околицы жердь, что б использовать ее как слегу и, успокоенный этим, пошел спать....



День третий - Форсирование, штольня  и горельник.
    Altaj пошел первым... Тут же у берега ушел по пояс, его начало сносить течением.  Ajtaj вылез обратно - подвиг отменяется. Место форсирования было перенесено на 1,5 км. дальше от штолен, хоть это и крюк, но лучше быть уставшим туристом, чем свежим утопленником. В этом месте река разделяется на четыре протоки. Мы начали форсирование, предварительно примотав сланцы скотчем к ногам. Вода вначале показалась нехолодной, но к середине протоки начинаешь понимать, что показалось. Зато можно отогреться между протоками. Выше нижней трети бедра вода не поднималась.К концу форсирования третьей протоки весь скотч на сланцах был порван течением, но сланцы осталась при мне!
   Четвертая протока - была самая широкая, но через нее перекинули когда-то мост. Однако, в настоящее время он выглядел так, будто на него сбросили авиабомбу. Переход по нему потребовал от нас определенной ловкости - она у нас нашлась, мы оказались на противоположном берегу и бодро двинулись через долину к штольням, просушиваясь на ходу. Представьте: большое совершенно ровное поле,  и три мужика в трусах, гордо идущих через него!
    Вскоре мы были у отвала средней по высоте штольни. Отвал нас не порадовал, но примазки киновари мы все же нашли. Оставалось одно - лезть в  штольню. Она была хорошо укреплена//// деревянной крепью, вход был свободен ото льда. Мы с  Altaj-ем двинулись внутрь. Метров через двадцать стало холодно, крепь покрылась инеем... и началось царство Снежной королевы... Все стены, потолок, были покрыты кристаллами льда. И не просто кристаллами, а скелетными кристаллами напоминающими лопухи и размером с человеческое лицо. Радиальные лучи были соединены блестящими прозрачными четким ребрами. К сожалению, фотографирование в штольне при нашей аппаратуре не дает полного представления. Кроме больших плоских кристаллов были и мелкие "лопушки", покрывающие бревна, как оперение на птицах. Эта красота длилась метров десять. Потом лед закончился и стали видны стены. Штольня было обложена крепью сверху почти на всем пути. Кое-где были незначительные обвалы. Мы прошли ее полностью, все 120 метров под землей + короткие ответвления, но нигде так и не встретили киновари. И лишь в одном из последних ответвлений я обнаружил жилу киновари в кальците. Altaj взялся за молоток, я - за упаковку, и вскоре мы откололи от стены образов мелкокристаллической киновари на небольшой мешок. Пару раз попались мелкие полости с мелкими целыми кристалликами киновари. Вот с этим мешком мы и вышли из царства Снежной королевы, как два Деда мороза.
    Обратное форсирование реки - и мы на точке. Фотокадры нашего форсирования постановочные, т.к. было не до того. на самом деле все было более напряженно, т.к. у меня, например, на обратном пути при форсировании на шее на брючном ремне болтался нелегкий мешок Деда мороза...
    Мы оказались в лагере к 15-ти часам и двинулись от стихии воды, к стихии огня... Следующая точка - расположенный рядом горельник - небольшой угольный карьерчик, в котором уголь загорелся лет этак 20 назад, да так и тлеет до сих пор. Над карьерчиком висит серный смрад, от сгорающего содержащегося в угле пирита. Поверхность пепла была теплая. Мы бросили булыжник в место, откуда валил дым - булыжник провалился вместе с поверхностным слоем. Туда мы не подходили близко, дабы не последовать за булыжником. Набрали, покопавшись в  пепле, ежиков гипса. Мне достался его зональный кристалл. Altaj обнаружил в одном из выгоревших холмиков нечто зеленое, этакие зеленые корочки на угле... этого зеленого было много... Что за минерал мы не знали. Altaj его брать не стал, а я набрал. Уже потом, дома посмотрев его под бинокуляром и попробовав на вкус, родилось предположение, что это халькантит. но предположение еще требует диагностики.
   Ближе к дыму, туда, куда лучше не ходить, была видна сера, но не взять.... Но в одном из еще не остывших холмиков удалось ее откопать. Она кристаллизовалась на кусках угля. Образцы были очень хрупкими. В соседнем уже очень горячем холмике удалось обнаружить игольчатый гипс и серу. Гипс был необычного зелено-желтого цвета. Уже дома под бинокуляром в сере обнаружился нашатырь. Но вот беда, все эти образцы не только хрупкие, но очень вонючие. Первыми словами жены Altaj-a, когда она пришла домой, были: "Чем это у нас так воняет?"  Вторыми: "А теперь так будет всегда?"   Сейчас эти образцы на балконе. Хранить их надо в боксах.
  Мы, как могли, упаковали образцы и двинулись далее и вверх - ближе к горе Сукор, где собирались посетить другие штольни на киноварь. Поднявшись где-то на высоту 2100 метров над уровнем моря, на одном из крутых спусков водитель поставил грузовик на стояночный тормоз и пошел вниз, проверить, сможет ли он потом въехать обратно. Оказалось, что стояночный-то не держит... И грузовик двинулся за своим хозяином. Хорошо, что я, сидящий рядом с водительским местом успел надавить на педаль тормоза - грузовик проехал не более 20см. А то можно было бы складывать новую песню...)))



День четвертый - Штольня на г. Сукор и снова крокозябры.
    Встали рано, что бы идти вверх по холодку. Старт на высоте 2100, финиш - на 2800. Превышение 700 метров. Общая длина пути примерно 5 км. Расчетное время подъема 2,5 часа. Altaj поехал вверх на мотороллере (иногда мотороллер ехал на Altaj-е), я - пешком. На мотороллере быстрее. На точках изменения маршрута Altaj меня ждал. На одном из участков пути разделились, там технике не проехать. Потом маршруты опять сошлись. Поднялись из зоны высокогорных полупустынь в зону альпийских лугов. Под ногами цветочки, сверху и снизу - снежники, в голове мысль - на фига я опять поперся в горы? Все же тренировки типа на пятый этаж без лифта оказались недостаточны, последний участок дался мне не просто, но в расчетное подъема время я практически уложился. С погодой повезло. Солнца не было. "Если бы было солнце - мы бы вообще сдохли," -  сказал Altaj.  Очень мне нравится фото моей промокшей от пота штормовки на фоне ледового замка на входе в штольню...
   Начали копать отвалы. Они оказались богаты... Я набрал кусков породы с киноварью на шары и полировки, Altaj - на краску.  

Полезли в штольню. Скажу сразу - штольня прошлого дня по сравнению с этой отдыхает.  Вход в штольню почти до верха перегораживал ледовый замок. Отбили лед сверху и сквозь щель 30см. протиснулись вглубь. Рюкзак толкаю впереди - иначе не пролезть. За ледовым замком все залито льдом с уклоном вниз, расстояние до потолка увеличивается. Скользим по льду объезжая торчащие снизу ледяные сталагмиты. Через 5 метров - приехали: стена из снега и изморози. Altaj бьет по ней молотком и пробивает лаз, как в конуру.

Мы пролезаем внутрь и становимся в полный рост. Перед нами штольня высотой в полтора человеческих роста, уходящая вглубь. Крепь отсутствует, но своды крепкие. Мы окружены серым диким камнем, покрытым пылью. Идем вглубь вслед за изгибающимся туннелем штольни. Очень напоминает фильмы про Индиану Джонса. Мы круче: у него хоть револьвер был! Вскоре начинается уже знакомое нам царство Снежной королевы. Проходим его. Идем дальше. Темно. Сухо. Холодно. Кругом нависает серый камень. Штольня какая-то бесконечная. Признаков киновари нет. Странно, такие богатые отвалы... И все же мы ее нашли, жилки в двух местах, но долбить не имеет смысла -  в отвалах то же самого и никакого риска. Идем дальше, опять начинается царство Снежной королевы. И длится, длится... Причем стены покрыты уже не только скелетными кристаллами но и нормальными гексагональными кристаллами льда. Фотографирую их. Напишу, что они из моей коллекции. Могу я хранить экземпляры своей коллекции в штольне на горе Сукор?!

 Мы все же дошли до окончания штольни. 650 метров под землей, не считая боковых штреков! С чувством выполненного долга возвращаемся из нее на поверхность. Впереди виден свет. Ах ты, мы вышли из шахты!
   Спускаться с полным рюкзаком, как ни странно, гораздо приятнее, чем подниматься с пустым... На спуске мы с Altaj-ем ни разу не пересеклись и встретились уже в лагере. Спуск занял всего час. Мотороллер на верху 20 минут не хотел заводиться - не хватало кислорода. Да и у меня регулярно голова была тяжелая от его отсутствия.
    Однако, еще оставалось пол дня. Ни минуты простоя! Опять поехали копать крокозябр. Технология уже отработана: у Altaj-я сумка для выемки обломков, молоток и нож, у меня лом. "Мы рубим ступени, ни шагу назад!"
Быстро расширили и углубили щель. (А что бы освободить 5 квадратных дециметров полезного слоя надо разбить и вынуть пол кубометра скалы). Наградой нам были 10 крокозябр.



День пятый - возвращение в Барнаул.
День шестой - отдых после возвращения в Барнаул. Получение долгожданного багажа в аэропорту!

День седьмой - поездка на Рудный Алтай.
   Рудный Алтай - нечто среднее между степным и горным Алтаем: поля, сопки, гранитные причудливо выветрелые останцы и скальные выходы. Очень красиво и декоративно, но когда мы туда ехали, шел дождь и фоты бы не получились.  Наша цель - Мурзинское месторождение золота, что рядом с дер. Акимовкой. Всего-то 300км от Барнаула. Приехали туда вечером, разбили палатку на краю поселка старательской артели и сразу стали  центром внимания. Сначала палатку окружили дети, потом через нас прогнали стадо коров. Дети встретили коров и увели их по домам. Но посреди ночи приперся мужик с вопросом "А что это вы тут делаете, а? У нас туристов сроду не было." Утром проснулись от криков коршуна, сидевшего в ветвях над нами.

День восьмой - Мурзинское месторождение золота.
Altaj нашел известных ему теток из рудоуправления, одарил их каменными сувенирами, и вскоре мы уже пили чай с новым главным геологом месторождения. Больше нас никто не спрашивал "А чего Вы тут д
елаете?", и потом мы ходили по карьеру совершенно свободно. На мурзинском месторождении золота добывают, Вы не поверите, золото. Добыча ведется открытым способом. Содержание золота 2-2,5г на тонну. В отвалы идет порода с содержанием 0,5г на тонну. Главный геолог, родом из Казахстана, удивлялся: в Казахстане начинают добывать золото при его содержании 0,3г. на тонну... Годовая добыча карьера более 300 кг. золота в год. Когда-то давно здесь были рудники Акинфия Демидова - сына Демидова петровских времен. Этот Акинфий Демидов и основал Барнаул. Помимо золота в породе высоко содержание меди (5-10%), но медь никого не интересует - все идет в отвалы...  А вот нас медь очень интересовала (Золото, конечно, тоже, но мы свято чтим Уголовный Кодекс!). На месторождении встречаются минералы меди: малахит, бирюза, хризоколла, халькозин, куприт - все не в кристаллическом виде. Вот на их поиски мы и пошли. И, конечно, первым делом нашли, что бы Вы думали? Нет, не золото!  Без провокаций, пожалуйста. Золота мы не нашли. Нашли Кварц. Борта карьера во многих местах рассечены жилами Кварца. Следуя по одной из них, я обнаружил последовательно три раздува с занорами, в которых мы набрали маленьких друз кварца, иногда переходящего в хрусталь. Повсюду валялись обломки Псиломелана. Набрал и его. Потом нашел его жилу с пустотами. Наколотил от-туда невыветреллого Псиломелана, предыдущий выбросил.
   Пошли дальше. По дороге где-то посеял зубило (((. Дошли до старой части карьера. Остановились над так  называемым "Колодцем". Это то место, куда когда-то провалился экскаватор. Когда его вытащили, оказалось, что провалился он в старые Демидовские копи. Спускаемся в колодец. В две стороны от него ведут старые подземные ходы. Забираюсь в один из них. Жаль, что не взяли фонарь. Но быстро выясняется, что ход тупиковый. Лезу во второй ход, а Altaj начинает выколачивать с потолка этого хода нечто зеленое. Второй ход быстро ссужается, ползу на животе, но в итоге затыкаю собой все освещение. Свет мобильника не помогает. Возвращаюсь обратно и сижу под сводами Демидовской копи, наблюдая, как  Altaj  извлекает отбитые им куски непонятного зеленого... Потом выяснилось, что это равномерно пропитанный минералами меди аргиллит. Очень необычно. Самый большой кусок - с 1,5 кирпича. Можно наделать шаров... Начинается сильный и долгий дождь. Спасибо Демидову за крышу! Сидим/долбим под навесом его копей, пережидаем. При одном из раскатов грома с потолка на Altaj-a начинает сыпаться... Да и зеленое все выбито. Он перестает долбить и перебирается ко мне. Вот и дождь закончился. Выбираемся, я раскалываю запримеченный еще в начале булыжник со дна "колодца", внутри много зеленого - поедет в Москву.
   Потом спустились в карьер на несколько ярусов ниже. Там недавно взрывали. Находим разбитое взрывами корневое обнажение эпидотовой породы - ее вообще много на карьере. В ней яркие жилы хризоколлы. Но их мало - только в одном месте. Стучим и ломаем. Обнаруживается яркий Лепидокрокит, совместно с Хризоколлой придающий породе весьма декоративный вид. Выколачиваем эту зону - жаль она весьма узкая.  Однако, мы уже ходим по карьеру почти 12 часов... Пора на базу. По дороге попадаются натеки Родохрозита, но совершенно мерзкие. Любителям марганца привезу дендриты марганца по Аргиллиту.



День девятый - опять там же и возвращение в Барнаул.
   В негабаритах взорванной эпидотовой породы находим блочный коричневый кальцит. В рюкзак!  Потом в таких же блоках находим  гнезда хрусталя с кристаллами коричневого Кальцита. Вернее это скаленоэдрические  кристаллы Кальцита, в кальцитовой же коричневой рубашке. Пытаемся выбить их из плотной породы. Удается далеко не всегда. Лезу по негабаритам на верх осыпи и не зря - нахожу пару друз хрусталя с коричневым кальцитом. Пожалуй, оставлю себе одну в коллекцию.   Спускаюсь и иду вперед, обследуя негабариты. И нахожу гнездо! Вот такое гнездо! Вот с такими хрусталями! И все это в обрамлении блочного Кальцита в коричневой рубашке второй генерации. Общий размер - с десертную тарелку. Ни я, ни Altaj такого здесь еще не встречали. Только как взять... Все сидит в сплошном ровном блоке. Стучу кувалдой. Altaj  подключается - все бесполезно. Решаю пожертвовать кальцитом, что б взять хотя бы гнездо хрусталей. Пожертвовать удалось, взять - нет. Эх! Зато осталось фото в первоначальном виде. Правда фотик, наглотавшись пыли, давно умер, и я не знаю, хорошего ли качества будут фоты с Рудного Алтая, сделанные  на мобильный.  Но в любом случае  этот не взятый образец - хорошее завершение поездки. Возвращаемся на базу, за нами приходит машина из Барнаула. И мы едем в город, сделав крюк и заскочив по делам в Рубцовск. По дороге проезжаем известные месторождения Карболиху, Степное и Потеряевское.
   Впереди - поездка на паровозе через пол России, наверное, будет что посмотреть, но это уже не по теме.... Спасибо всем, кто дочитал - Вы успешно прошли тест на терпение! ))
        PS: нарытый в горельнике минерал светло-салатового цвета, анонсированный в отчете как гипс, по итогам оказался вивианитом. Он хапнул воздуха и посинел.
Я хочу получать информацию о новинках!
Добро пожаловать!
Литотерапия Минералы и камни по знакам зoдиака
Новости
30.10.2018
Отчет MUNICH MINERAL-SHOW 2018
Читать далее
08.10.2018
Отчет выставка ГЕММА - Самоцветный развал. Октябрь - 2018
Читать далее
28.09.2018
Выложен отчет: Агаты и халцедоны Старой Ситни. Подмосковье. Обзор 2010-2018
Читать далее
14.09.2018
Выложен отчет: Поездка за камнем - Нарсарсукит и гакманит Ловозер 2018
Читать далее
31.08.2018
Выложен отчет: Поездка за камнем - "Хризантемы" Старицы, флюорит Вазузы. Тверская обл. 2018
Читать далее
31.08.2018
Книга "Магия камней" и иллюстрации к ней.
Читать далее
25.02.2018
V Всероссийский фестиваль "Первозданная Россия"
Читать далее
15.12.2017
День благодарения. Музей А.Е.Ферсмана
Читать далее
UA-125659435-150309443